РУС БЕЛ ENG

Виртуальный кабинет трудового обучения

 

Учебные пособия

Название пособия

Количество

1.

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 5-го класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання : для  работы ў класе / В. Я. Шарапава, І. А. Сысоева. – Мінск : Адукація і выхаванне, 2017. – 184 с. : іл.

5

2.

 Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 6-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай  мовай навучання : для  работы ў клас/ Л. М. Яворская, М. і. Шульга. – 2-е выд., іспр. и дап. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2015. – 208 с. : іл.

2

3.

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 7-го класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / С. І. Сталярова (і інш.) ; пад рэд. С. І. Сталяровой. –  Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2015. – 215 с. : іл.

3

4.

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 8-го класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання : для  работы ў класе / / С. І. Сталярова, Н. А. Юрчанка, Н. Л. Кардаш. -  Мінск :   Адукацыя і вахаванне, 2018. – 224 с. : ил.

2

5.

Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 9-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай  мовай навучання / С. І. Сталярова, Н. А. Юрчанка. -  Мінск :   Адукацыя і вахаванне, 2018. – 224 с. : іл.

5

6.

Сталярова, С, І, Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 8-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай  мовай навучання / С, И, Столярова, Н, А, Юрченко, - Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2009, - 288 с,: іл,

3

9.

Сталярова, С, І Працоўнае навучанне. Абслуговая праца: вучэбны дапаможнік для 9-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай  мовай навучання / С, І, Сталярова, Н, А, Юрчанко, - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2009, - 272 с, : іл,

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список дополнительной литературы по трудовому обучению

п. п

Название

Издательство,  год издания

 

Основы приготовления пищи

 

 

1.

Зарецкая  Л. Кулинария. Рецепты и советы

М., «Прометей», 1990г.

2.

Кожан  С.П. Учусь консервировать

М., «Родина», 1991г.

3.

Смольницка С.  Искусство готовить.

М.: Техника, 1987

4.

Сборник оригинальных рецептов

 

5.

Домашняя еда

М., «Цитадель-трейд»,2006

 

Основы изготовления швейных изделий

 

 

6.

Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить.

М.: Просвещение, 1988

7.

Мартопляс Л.В. Курсы кройки и шитья на дому.

М.: Просвещение,1988

8.

Сысоева И.В. Учимся шить.

Мн.: Нар. Асвета, 1988

 

Основы домоводства

 

 

9.

Акопова А.А. Полезные советы

Т., «Узбекистан»,1976

10.

Дмитриева У. Прихожая и кухня

М.: Континенталь-книга,2006

11.

Долгова В.А. Уютный дом своими руками.

Клуб семейного досуга,2010

12.

Каленчиц Т.В. Триста советов хозяйке

Мн.: «Фото и жизнь, 1991

13.

Азбука кухни

Мн.: «Унівесітэцкае”, 1994

 

Вариативный компонент.

 

 

14.

Барская Г.Г. Вязание 91

М.: Легпромбытиздат, 1991

15.

Баева Т.И. На досуге

М.: Легпромбытиздат, 1990

16.

Дворянин Л.А. Круглый год с вязаньем.

Мн.: Полымя,1988

17.

Лихачева Т.Г. Моя подружка-мягкая игрушка.

Ярославль: Академия развития, 2006

18.

Основы вязания крючком. Мастер 1/2001

Мн.: Белорусский дом печати, 2002

19.

Журнал «Ксюша» №6-8, 10 2014, №1-2  2015

Мн.: Белорусский дом печати

 

Методическая литература

 

 

20

Криволап Н.С. Трудовое обучение

Мн.: «Красико –Принт», 2004

21.

Максимец, О.Н. Уроки трудового обучения. Обслуживающий труд.

Мн.: Сэр-Вит,2011

22.

Прокопьева З.И. Словарь-справочник по трудовому обучению

Мн.: Нар.асвета,1987

23.

Яворская Л.М. Настольная книга учителя трудового обучения

Мн.: Сэр-Вит,2011

 

 

 

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская  детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»

Н.А. Липинская  

                                                                                                                                  2021                            

 

Правила безопасной работы при обслуживании плит электрических

1.Общие требования безопасности:

1.1.К выполнению работ с плитами электрическими допускаются лица  моложе 18 лет, изучившие правила безопасности.

1.2.Опасные и вредные производственные факторы:

  • повышенная температура поверхностей оборудования, продукта;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи;
  • повышенная влажность воздуха;
  • ожоги рук при касании нагревательных элементов плиты;
  • поражение электрическим током при работе с плитами электрическими.

1.3.При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

  1. Требования безопасности перед началом работы:

2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под головной убор.

2.2. Провести осмотр рабочего места, состояние и исправность подводящих электропроводов, нагревательных элементов.

2.3. Проверить наличие диэлектрического резинового коврика в зоне обслуживания плиты.

2.4. Включить конфорки плиты, установив переключатель в положение «включено».

При обнаружении неисправностей немедленно сообщить о них учителю. Не разрешается самовольно производить какой-либо ремонт.

  1. Требования безопасности во время работы:

3.1. Не оставлять плиту включенной без присмотра.

3.2. Передвигать посуду с жидкостью по поверхности плиты осторожно, без рывков.

3.3. Не допускать перегрева нагревательных элементов и работу с недогруженными конфорками, включенными на максимальную мощность.

3.4. При прекращении подачи электротока, при перегреве в работе или при необходимости на время оставить место работы отключить электроплиту.

4.Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Отключить конфорки плиты, установив переключатель в положение «выключено».

4.2. Выключить плиту.

4.3. Произвести санитарную обработку плиты после остывания нагревательных элементов.

4.4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При появлении дыма, запаха гари, повышении нагрева на поверхности плиты, появлении на корпусе плиты слабого действия тока немедленно выключить электроплиту и сообщить администрации.

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»

Н.А. Липинская

                                                                                                                                 2021                            

 

Правила безопасной работы с электрическим утюгом

 

1.Общие требования безопасности:

1.1.К выполнению работ с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5 класса.

1.2. Опасные производственные факторы:

  • ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;
  • возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;
  • поражение электрическим током при работе с электрическим утюгом;

1.3. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

  1. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

2.2. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга, коврика для ног.

  1. Требования безопасности во время работы:

3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

3.2. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на термоизоляционную подставку.

3.3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

3.4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

3.5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

3.6. Следить за работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

  1. Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Отключить электрический утюг от электросети.

4.2. Привести в порядок рабочее место.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При возникновении неисправности в работе утюга, появления искрения и т.д. немедленно отключить электрический утюг от сети и сообщить об этом учителю.

5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

 

 

 

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»  

Н.А. Липинская

                                                                                                                                  2021                            

 

 

Правила безопасного поведения в кабинете при обработке ткани

  1. Общие требования безопасности:

1.1. Кабинет обслуживающего труда предназначен для учащихся с 5 класса.

1.2. Опасные факторы:

-травмирование глаз, порезы, термические ожоги, поражение электрическим током; 

1.3. Общие правила поведения учащихся в мастерской:

-входить в мастерскую только с разрешения учителя;

-каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место только с разрешения учителя;

- начинать работу только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;

-нельзя отвлекать работающих учащихся;

-после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведённое для этого место и убрать своё рабочее место;

-при получении травмы немедленно обратиться к учителю.

  1. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть средства индивидуальной защиты, убрать волосы под головной убор.

2.2. Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном порядке, в удобном и безопасном для пользования порядке.

  1. Требования безопасности во время работы:

3.1. Постоянно следить за исправностью оборудования.

3.2. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям оборудования.

3.3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.

3.4. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.5. Выполнять работу нужно согласно технической карты или строго по указаниям учителя, соблюдая требования правил безопасной работы.

3.6. Запрещается:

- подходить к оборудованию без разрешения учителя;

- выносить из кабинета материалы и инструменты;

- работать без спецодежды.

  1. Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Выключить электроприборы, оборудование.

4.2. Сложить инструменты и материалы в отведённое для этого место.

4.1. Привести в порядок рабочее место.

4.2. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента, или создания аварийной обстановки при выполнении работ, немедленно прекратить работу, поставить известность учителя, предупредить работающих  об опасности.

5.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская  детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»  

Н.А.Липинская

                                                                                                                                  2021                            

 

Правила безопасной работы на электрических швейных машинах

1.Общие требования безопасности:

1.1.К работе на швейной машине допускаются лица, изучившие правила безопасной работы на швейной машине.

1.2.Опасные производственные факторы:

-травмирование глаз, пальцев рук; 

- поражение электрическим током

1.3.При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

2.Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть средства индивидуальной защиты, убрать волосы под головной убор.

2.2 Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура швейной машины.

2.3. Убедиться в исправности швейной машины на холостом ходу.

2.4. При обнаружении неисправностей необходимо сообщить о них учителю. Не разрешается самовольно производить какой-либо ремонт.

3.Требования безопасности во время работы:

3.1. Заправку верхней и нижней нитей, смену иглы производить только сняв ноги с педали.

3.2 Включать швейную машину в сеть и выключать сухими руками.

3.3. Прокладывая строчку, изделие придерживать руками по обе стороны от иглы, во избежание попадания пальцев рук под углу.

3.4. Случайно попавшие в приводной механизм нитки, кусочки ткани, доставать только сняв ноги с пусковой педали.

3.5. Не тормозить рукой за маховое колесо во избежание травмирования рук.

3.6. Не облокачиваться на машину, не передавать и не принимать через работающего каких-либо предметов.

3.7. Не касаться иглы на ходу машины, отработанные или сломанные иглы не бросать на пол, а складывать в определенное место.

3.8. Чистку и смазку машин производить только сняв ноги с педали и отключить швейную машину от сети.

4.Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Отключить швейную машину от электросети.

4.1.Привести в порядок рабочее место.

4.2.Снять спецодежду.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская  детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»  

Н.А.Липинская

                                                                                                                                  2021                            

 

Правила безопасной работы при выполнении ручных работ и при работе с ножницами

1.Общие требования безопасности:

1.1.К работе на швейной машине допускаются лица, изучившие правила безопасной работы на швейной машине.

1.2.Опасные производственные факторы:

-травмирование глаз, пальцев рук; 

1.3.При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

2.Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть средства индивидуальной защиты, убрать волосы под головной убор.

2.2 Проверить  наличие необходимых для выполнения ручных работ материалов и инструментов.

2.3.Убрать с рабочего места все посторонние предметы .

3.Требования безопасности во время работы:

3.1. При работе с иголками и булавками, учащиеся обязаны шить с наперстком, знать количество иголок и булавок, взятых для работы, хранить иголки в игольнице

3.2 .Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя.

3.3. При проведении примерки булавки вкалывать так, чтобы при повороте головы пли при движении рукой не наколоться.

3.4. Запрещается:.

-шить ржавой иглой;

-вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы;

-брать иголку в рот.

3.5. При работе с ножницами учащиеся обязаны класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3.6. Аккуратно обращаться с ножницами, чтобы не поранить себя или работающую рядом ученицу.

3.7. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиям.

3.8. Запрещается:

- наклонять голову близко к ножницам;

-передавать и принимать ножницы раскрытыми или острыми концами от себя;

-отвлекаться во время работы с ножницами.

4.Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Сдать дежурному или учителю остатки материалов и незаконченные изделия.

4.2.Вложить ножницы в футляр, швейные иглы в игольницу.

4.3.Привести в порядок рабочее место.

4.4.Снять спецодежду.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

 

 

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская  детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»  

Н.А.Липинская

                                                                                                                                  2021                            

 

Правила безопасного поведения в кабинете кулинарии

  1. Общие требования безопасности:

1.1. В кабинете кулинарии могут находиться учащиеся, которые ознакомлены с требованиями к мерам безопасности при нахождении в кабинете и проведении практических занятий.

1.2.Допуск учащихся в кабинет осуществляется с разрешения учителя.

1.3. Каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место только с разрешения учителя.

1.4.Начинать работу только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать.

1.5.В кабинете следует проявлять осторожность, поддерживать порядок, соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Опасные факторы:

-травмирование глаз, порезы, термические ожоги, поражение электрическим током; 

  1. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть средства индивидуальной защиты, убрать волосы под головной убор.

2.2. Подготовить необходимый кухонный инвентарь, столовую посуду, разложить в установленном порядке, в удобном и безопасном для пользования порядке.

  1. Требования безопасности во время работы:

3.1. Начинать работу только с разрешения учителя.

3.2. Постоянно следить за исправностью оборудования.

3.3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.

3.4. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.5. Выполнять работу нужно согласно технической карты или строго по указаниям учителя, соблюдая требования правил безопасной работы.

3.6. Запрещается:

- подходить к оборудованию без разрешения учителя;

- выносить из кабинета материалы и инструменты;

- работать без спецодежды.

  1. Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Выключить электроприборы, оборудование.

4.2. Сложить кухонный инвентарь в отведённое для этого место.

4.3. Привести в порядок рабочее место.

4.4. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента, или создания аварийной обстановки при выполнении работ, немедленно прекратить работу, поставить известность учителя, предупредить работающих  об опасности.

5.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

 

 

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор государственного

        учреждения образования

                                                                                            «Борздовская  детский сад-

                                                                                             средняя школа Оршанского района»

Н.А.Липинская

                                                                                                                                  2021                            

 

Правила безопасной работы с горячей посудой и жидкостью, с колющими и режущими инструментами, с ручными тёрками

  1. Общие требования безопасности:

1.1. В кабинете кулинарии могут находиться учащиеся, которые ознакомлены с требованиями к мерам безопасности при нахождении в кабинете и проведении практических занятий.

Опасные факторы:

-травмирование глаз, порезы. 

  1. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Надеть средства индивидуальной защиты, убрать волосы под головной убор.

2.2.Проверить перед работой качество ёмкости. Нельзя пользоваться посудой с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

2.3. Подготовить необходимый кухонный инвентарь, разложить в установленном порядке, в удобном и безопасном для пользования порядке.

  1. Требования безопасности во время работы:

3.1. Наполнять ёмкость жидкостью, не доливая до края 4-5 см.

3.2. Уменьшать нагрев электроплиты при закипании жидкости.

3.3. Снимать крышку с горячей посуды, приподнимая её от себя.

3.4.Осторожно засыпать продукты в кипящую жидкость.

3.5.Снимать горячую посуду с плиты, пользуясь прихватками.

Запрещается:

-наклонять голову над кипящей жидкостью;

-оставлять на плите кипящую жидкость.

3.6. Соблюдать осторожность при чистке овощей, картофель чистить желобковым ножом, рыбу-скребком.

3.7. Передавать только ручкой вперёд и лезвием от себя.

3.8. Нельзя поднимать нож высоко над разделочной доской при нарезке продуктов.

Запрещается:

-ходить по помещению с острыми инструментами в руках.

3.9.Крепко удерживать продукт и не натирать оставшиеся маленькие кусочки, чтобы не травмировать пальцы.

  1. Требования безопасности по окончании работы:

4.1. Выключить электроприборы, оборудование.

4.2. Сложить кухонный инвентарь в отведённое для этого место.

4.3. Привести в порядок рабочее место.

4.4. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента, или создания аварийной обстановки при выполнении работ, немедленно прекратить работу, поставить известность учителя, предупредить работающих  об опасности.

5.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

 

НОРМАТИВКА