РУС БЕЛ ENG

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

01.11.2022

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дошкольного образования сегодня функционирует и развивается с опорой на нормативные правовые акты, разработанные в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Вся деятельность учреждений дошкольного образования и взаимоотношения субъектов образовательного процесса (педагогов, законных представителей ребенка, детей) должны регламентироваться этими нормативами. Тексты актуальных для системы дошкольного образования нормативных правовых актов приведены на официальном сайте Министерства образования Республики Беларусь https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i

-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/ukazy-zakony- respubliki-belarus/index.php

Государственные гарантии в сфере образования:

- каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование;

- граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного образования;

- лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

 

Право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:

- развитием сети учреждений образования;

- созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, в том числе бесплатного;

- финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;

- сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;

- предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

- созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации и др.

 

Основные термины, применяемые в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», и их определения [Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 1] (представлены те, которые характерны для дошкольного образования):

воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

выпускник — лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

каникулы — плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования;

качество образования — соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы;

лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий;

образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;

образовательная деятельность — деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования;

образовательный процесс — обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;

образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания;

обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной

деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

уровень основного образования — завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования;

участники образовательного процесса — обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники;

учреждение образования — юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности и др.

Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников [Кодекс Республики Беларусь об образовании, статьи 51,52]

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством [Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50) и др.].

Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

- имеющие судимость;

- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 

Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право

на:

- защиту профессиональной чести и достоинства;

- обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности; творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и

 

методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

- доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

- участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

 

- участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования;

- повышение квалификации;

- моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

- объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

- ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и

 

методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

Система образования в Республике Беларусь. Основное, дополнительное, специальное образование. Формы получения образования [Кодекс Республики Беларусь об образовании, статьи 11-14,17]

Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Компонентами системы образования являются:

> участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

> образовательные программы;

> учреждения образования;

> организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

> государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

> учебно-методические объединения в сфере образования;

> организации — заказчики кадров;

> организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

> государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы

 

государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования и др.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:

Ø дошкольное образование;

Ø общее среднее образование;

Ø профессионально-техническое образование;

Ø среднее специальное образование;

Ø высшее образование;

Ø послевузовское образование.

 

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:

□ дополнительное образование детей и молодежи;

□ дополнительное образование взрослых.

 

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.

Коррекция физических и (или) психических нарушений — система психолого- педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.

Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании.

Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.

Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выдано свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства образования от 04.05.2017 № 43) определён:

□ порядок деятельности учреждения дошкольного образования,

□ задачи и функции учреждения,

□ права и обязанности учреждения дошкольного образования,

□ структура учреждения,

□ прием лиц в учреждение дошкольного образования,

□ особенности организации образовательного процесса, участники образовательного процесса,

□ требования к управлению учреждением дошкольного образования.

 

Педагогический совет является коллегиальным органом учреждения дошкольного образования, решающим задачи совершенствования организации обучения и воспитания детей, создания здоровьесберегающих условий для обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования, информационно-аналитической работы, определения путей сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьей, учреждениями образования и учреждениями здравоохранения, вопросы образовательной деятельности учреждения [Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 «Об утверждении положений о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и родительском комитете учреждения дошкольного образования и признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 апреля 2010 г. № 41» (вред. постановления Минобразования от 28.12.2016 N126)].

Основным органом самоуправления в учреждении является Совет учреждения образования [Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования»].